- Гусли
-
ГУ́СЛИ — рус. струнный щипковый муз. инструмент горизонтального держания со струнами по всей ширине деки. Подразделяются на неск. видов: 1) Г. крыловидные (они же "звончатые" или "яровчатые") имеют от 5 до 14 струн, настроенных диатонически, обычно в мажорном ладу, натянутых на продолговатой деке неправильной четырехугольной формы. Резонансным ящиком служит углубление, выдолбленное в толстой доске и закрытое декой. Во время игры инструмент держат на коленях "открылком" влево, правой рукой, иногда с помощью плектра, бряцают по струнам или защипывают их, а левой приглушивают резонанс ненужных струн. Известны на Сев.-Зап. России, в Смоленской, Витебской обл., найдены в археологич. раскопках древнего Новгорода (11—14 вв.). Практически тот же инструмент был и у др. народов: кантеле финнов и карелов, каннель эстонцев, кокле и канклес латышей и литовцев. В нач. 20 в. крыловидные Г. модернизированы, их корпус принял форму неправильного треугольника, стал клееным. Но в деревне и сейчас живы люди, в молодости игравшие на архаич. долбленых Г., аккомпанируя пляске и частушкам.
2) Г. шлемовидные (они же "псалтирь") имеют деку, формой напоминающую силуэт шляпы с полями (иногда — трапецию), и от 11 до 36 (чаще всего 20—25) струн диатонической настройки, закрепленных параллельно на самой длинной стороне корпуса. Известны по изображениям царя Давида, держащего инструмент такого же типа, и проф. нар. музыкантов — скоморохов. До сих пор изредка встречаются на Псковщине и у народов Поволжья. При игре шлемовидные Г. держат длинными струнами к себе, кладут на колени, опирают вершиной о грудь и пальцами обеих рук защипывают струны. Звучат шлемовидные Г. мягче, чем крыловидные, но играть на них сложнее. На Г. обоих видов сопровождали пение, играли соло и в ансамбле с др. инструментами нар. песни и танцев. наигрыши.
Г. — один из муз. символов Др. Руси: по преданиям, на Г. играли легендарный певец Боян (Баян), воспетый Пушкиным в "Руслане и Людмиле" и выведенный Глинкой в качестве одного из героев одноим. оперы, Садко, гл. герой одноим. оперы Римского-Корсакова, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович и др. фольклорные персонажи. Пение Бояна под аккомпанемент Г. — тема одноим. картины В. М. Васнецова (1910).
3) В кон. 16 — нач. 17 в. созданы Г. прямоугольные (они же "столообразные"). Такие Г. имеют длину до 1,5 м, 55—66 струн, хроматич. строй. При этом струны, соответствующие черным клавишам фп., крепятся на 1—2 см ниже остальных струн. Данные Г. устанавливаются на ножки, внешне напоминая клавикорды, на них играли по нотам. В нач. 19 в. для них издавались школы игры.
4) Г. клавишные снабжены фп. клавиатурой в одну октаву. Аккорд, взятый на ней, открывает соответствующие струны во всех октавах, и при игре глиссандо аккорд прокатывается по всему диапазону Г., как на арфе. Клавишные Г. имеют тот же размер корпуса, что и прямоугольные. Сконструированы Н. П. Фоминым в 1914. Применяются в оркестрах рус. нар. инструментов, часто в паре с прямоугольными Г.
Лит.: Фаминцын А. С. Гусли — рус. нар. муз. инструмент. СПб., 1890; Соколов Ф. В. Гусли звончатые. М., 1959; Тихомиров Д. П. История гуслей. Очерки. Тарту, 1962; Вертков К. А. Типы рус. гуслей // Славянский муз. фольклор. М., 1972.
Гусли: 1 — гусли шлемовидные, 2 — гусли звончатые

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.